— Анатолий Фёдорович, можно ли, исходя из последних результатов команд, сказать, что некоторые тренеры изменили предсезонную подготовку своих коллективов?
— Прошлый год уже был апробирован нашими командами, привыкшими к длительному подготовительному весеннему периоду. После чемпионата Европы командам, делегировавшим в сборную игроков, таких как «Зенит» и ЦСКА, надо было индивидуализировать подготовку. Взять хотя бы того же Кокорина, получившего травму. Возникли проблемы с проведением подготовительного периода. Весной и зимой подготовка проводится легче, что связано с климатическими условиями. Единственная проблема - это качество полей до выезда на юг. Проведение сборов летом в жару связано с определёнными проблемами, и, тем не менее, начало сезона показало, что большинство тренеров были готовы к этому этапу. Например, Эмери в «Спартаке». В клубах уже были определённые наработанные даты подготовительного периода.
— Игроки сборных, как правило, переживают спад в летний период. Но Лучано Спаллетти был готов к этому и многое учёл в программе подготовки «Зенита», в то время как команда Леонида Слуцкого стартовала неудачно…
— Может быть, в этом плане Слуцкому не хватило опыта. Не был индивидуализирован сам процесс подготовки с учётом проведённого чемпионата Европы. К примеру, Спаллетти считает, что не должно быть индивидуальных заданий на отпуск. А я считаю, чтобы игроки не могут приходить растренированными, с лишним весом. Нельзя, чтобы подготовка начиналась с нуля. На моей памяти есть много примеров, когда профессиональные игроки поддерживали своё состояние.
— Но если те же «сборники» поддерживают форму за счёт участия в жизни национальной команды, то Файзулин, например, освободился уже 15 мая. Получается, что до 15 июня он не занимался.
— Именно поэтому есть необходимость в корректировке. По своему опыту помню, как по окончании сезона мы встречались в Кисловодске. Занимались восстановлением, играли в футбол, ходили в горы. Высота и дефицит кислорода поддерживали наше состояние.
— Можно ли после первых туров сделать выводы об уровне подготовленности к сезону российских клубов? Можно ли прогнозировать, что «Зениту» не будет равных в первенстве, как и в прошлом году?
— Предсказуемость нашего чемпионата очевидна. Есть группа команд, которые претендуют на призовые места. Есть явный лидер — «Зенит». Есть новые тренеры и в «Локомотиве», и в «Спартаке», назначения которых предполагали усиление команд и обострение борьбы за первое место. Тем не менее «Зенит» играя с прежним составом и не проводя больших приобретений, выиграл у «Спартака», имея 8 российских игроков в своём составе против 8 иностранцев в составе гостей. Может быть, Эмери пока не хватает времени и знаний о соперниках, но для этого в команде есть Карпин, который уже побеждал. На сегодняшний день в российском чемпионате есть один лидер, которому хватает организации игры и взаимодействия игроков.
— В игре с «Зенитом» красно-белые фактически получили оплеуху от соперника. Как эта неудача может повлиять на дальнейшее выступление московской команды?
— Думаю, мы несколько переоценили старт чемпионата для «Спартака». Матчи с второстепенными командами, такими как «Волга», не давали реальной оценки состояния игроков. Мы не видели, чтобы футболисты «Спартака» в матче с «Зенитом» были близки к оптимальной форме. Да, можно говорить об оптимальной тактике, связанной с двумя опорными полузащитниками в середине, двумя разрушителями. Это создало проблемы в организации игры в атаке. Не было первого паса, не вино было и насыщения атаки. А главное - не было поддержки Дзюбе, который периодически выпадал из игры, так как взаимодействие трёх полузащитников было далеко от оптимального. Акценты, сделанные в игре против «Зенита», были расставлены в несвойственной для «Спартака» манере. В отличие от этой игры, в матче ЦСКА - «Анжи» взаимодействие линии «Эльм - Вернблум - Хонда» было ключевым в борьбе за инициативу и усиление атаки, что принесло победу «армейцам».
— Можно ли говорить о том, что ЦСКА постепенно выходит из кризиса?
— Команда не была готова к первым матчам. Перед игрой с «Анжи» она практически стояла на грани. Но складывается такое впечатление, что ситуация поражения объединила команду. Второй тайм был выигран ЦСКА, хотя надо быть объективным к команде Хиддинка. Махачкалинцам не хватило свежести в жёстком игровом цикле - всё-таки команда проводила 8-й матч за столь короткое время. Для таких возрастных игроков, как Это’О, это большая нагрузка, которую пришлось учитывать Хиддинку. Таки образом, атака «Анжи» оставляла желать лучшего.
— В чём видите основную проблему «Динамо»? Команда, вероятно, проводит худший старт в своей истории. Тренеры меняются, но успехи оказываются лишь кратковременными.
— При Юрии Сёмине уже было нечто подобное. А вообще российская эпопея «Динамо» не имеет истории побед. Взять хотя бы российскую историю клуба - был выигран один Кубок при Бескове, а также третье место. Проблемы «Динамо» носят хронический характер, и это связано прежде всего с руководством. Принимаемые решения далеки от профессиональной оценки, профессионального управления командой и, как правило, бесперспективны. Критерии клуба настолько лишены профессионализма, что это уже неудивительно. Ситуация, в которой оказалась команда на сегодняшний лень - это результат такого управления клубом. Я не вижу профессионалов и опытных людей, способных определиться в направлении развития клуба, в его усилении. Есть люди, которые живут футболом и переживают за клуб - но это разные вещи. Оценки в приглашении игроков, руководителей имеют под собой много непрофессионализма.
— Среди претендентов на пост главного тренера клуба называются фамилии Пеллегрини, Раньери, Красножана, Петреску, Бышовца. Кто из специалистов может справиться с критической ситуацией в «Динамо»?
— Необходимо выбирать из тренеров, которые могли бы здесь работать. Но главное - создать необходимые условия для работы. Речь идёт о менеджменте, организации работы клуба. Матч со «Спартаком» был перенесён, и «Динамо» было вынуждено играть в невыгодных для себя условиях. Но ведь всё это определяется работой руководителей клуба, не только тренера! Сейчас команда попала в ситуацию, в которой надо платить деньги за то, чтобы Воронин вернулся. Главная проблема — в единоначалии руководства клуба. Необходимо грамотно распорядиться тем материалом, игроками, которые были в прошлом году, ведь это та команда, которая реально претендовала на первые места, причём объективно. Игроки, сидевшие в запасе «Динамо» в прошлом сезоне - абсолютно конкурентоспособные футболисты. Проблема заключается в вертикали власти, начиная от руководителя и заканчивая тренером, президентом и спонсорами.
— Получается, для того, чтобы решить проблему, необходимо для начала разобраться со структурой клуба?
— В клубе есть много лишних людей. Я сам динамовец, и есть вещи, которые я обсуждал с руководителями клуба. Мне казалось, что вопросы лежат на поверхности. Казалось, что есть понимание и согласие, но очевидные решения не принимаются. В итоге уходит Силкин, и вопрос главного тренера на сегодняшний день открыт. Атмосфера внутри команды и вокруг неё далека от рабочей.
— А сами вы не хотели бы попробовать свои силы в «Динамо»? Готовы ли рискнуть поработать в условиях отсутствия единоначалия и дисбаланса в клубе?
— Предложения нет, и обсуждать это можно только гипотетически. А вопрос о моём появлении в клубе стоит уже лет 20, но всегда находятся какие-то причины. Я к этому отношусь достаточно спокойно. Для меня критические ситуации — это норма. Случаи такого плана бывали и в сборных, и в «Томи», и в Португалии. Критические ситуации мне интересны. Но конкретного разговора нет, и к этому надо относиться спокойно. Выбор тренера, к сожалению, у нас всегда рассматривают с точки зрения удобства. Позиция благоразумных людей, конечно, выгодна. Но принципиальные и неблагоразумные люди - единственные, кто способствует прогрессу. В «Локомотиве» было неудобно, некомфортно, но выигран Кубок. И до сих пор «Локомотив» не играет так, как играл.