Стиль «италик»
Капелло сооружал железный занавес в свободолюбивом, по-голландски жизнерадостном «Милане» начала 90-х; Капелло застегнул на все кнопки, липучки и молнии непроницаемого защитного комбинезона столичную воображалу «Рому». Он заставлял месяцами стоять в оцеплении художников, актеров и поэтов из мадридского «Реала» и отучил буянов-англичан без нужды высовывать нос во двор из-под щеколд и шпингалетов. Вот уже 20 лет дон Фабио работает в футболе сторожем.
Любимая расстановка Фабио — 4-4-2. Ее он унаследовал в 1991 году от Арриго Сакки и с тех пор использует всегда и везде — даже несколько недель в «Роме». И хотя Капелло терпеть не может напоминаний о предшественнике и уж тем более сравнений с ним, нельзя не признать, что успешным тренером с первых дней карьеры Капелло стал во многом благодаря Сакки. Ведь ему достался настолько безупречный, отлаженный механизм, что, совершенно ничего в нем не меняя, лишь внедрив в основу юного Альбертини да потом еще Лентини, Капелло за два сезона проиграл всего четыре матча из 96 (в серии А — два из 68), завоевал два чемпионских титула и обидно упустил Кубок чемпионов, проиграв финал «Марселю», а «Милан» за эти два года забил в сумме 191 гол. И еще Сакки передал ему своего помощника, Итало Гальбьяти, который с тех пор колесит за Капелло повсюду. За 20 лет они ни разу не расставались, и в Россию 75-летний Итало тоже едет.
Кто знает, может быть, он и есть настоящий тренер «Милана», «Ромы», «Ювентуса», «Реала», сборной Англии и именно ему должны принадлежать все лавры, единолично присвоенные Фабио.
«Милан»-1993-1995, громивший в финале Лиги чемпионов «Барселону», а в следующем уступивший один гол «Аяксу», — это уже редакция Капелло — Гальбьяти. Результативность упала вдвое, зато команда перестала пропускать и стала штамповать серии побед 1:0. Оттуда и навеки этот счет стал гербом Капелло.
Сбор италолома
Команды Капелло никогда не выходят на поле без шести футболистов оборонительного свойства. За два десятилетия Фабио всего лишь раз изменил своему кредо — в сезоне-1997/98. Он тогда поддался обольщению Берлускони, бросил «Реал» и вернулся в «Милан» на разбазаренное за год его отсутствия хозяйство, в котором уже не было Барези, Тассотти, Пануччи, зато были Клюйверт, Бобан, Веа, Ба и Леонардо, — и рискнул уравновесить зад и перед. А в итоге получил самую жестокую оплеуху в карьере, закончив чемпионат Италии на 10-м месте, за что был разжалован в телеведущие. И в двух следующих клубах, «Роме» и «Ювентусе», оберегая намятые однажды бока, вылепил трехслойную бетонную конструкцию типа «Катеначчо» из семи охранителей, периодически доводя их число до восьми.
«Никаких победных традиций, никакой стабильности. Выиграли матч — все, чемпионы мира, проиграли следующий — вселенская катастрофа», — отзывался Капелло о «Роме». И сооружал, сооружал, сооружал бастионы, из года в год покупая все новых и новых защитников.
Формально схема «Ромы» обозначалась как 3-5-2, но фактически это было 7-1-2 с Тотти и 8-0-2 без него. Менялись только имена, стиль оставался неизменным: команда Капелло либо стремилась забить быстрый гол и затем скукожиться, либо сразу залезала в панцирь и выжидала, когда соперника можно будет цапнуть. Этими нехитрыми способами в 2001 году «Рома» доигралась до скудетто. Ни один чемпион Италии со времен «Интера» Эрреры — то есть за последние полвека — не вызывал у окружающих столь явной антипатии.
Итальянская кухня
Пресловутая дилемма «игроки под тактику или тактика под игроков» решена Капелло в пользу первой части формулы. Он даже за подлинники Рафаэля и да Винчи не будет подстраивать командную музыку под таланты виртуозов. В его «Милане» не нашли себя Папен, которого нужно было обслуживать пасами на ход и удобными подачами с края к линии штрафной, Савичевич и Баджо, привыкшие замыкать на себе усилия команды и подолгу возиться с мячом, но уверенные, что не дело гениев стелиться в подкатах. Он цинично замариновал в красно-черной бочке Гуллита, которому уже не хватало сил мотаться от штрафной до штрафной. В «Реале» он упрямо сдвигал на левый фланг полузащиты Рауля, в «Юве» задвинул за кулисы неработоспособного, по его мнению, Дель Пьеро, и его не переубедила даже небывалая результативность Сандро в тот год. Наконец, именно он в 2007 году открыл Америку?Дэвиду Бекхэму.
Зато тех, кого можно вонзить в любую почву, как сваю, и держать на их плечах тактический дом, он ценит и почитает: Донадони и Десайи, Пануччи и Зебину, Эмерсона, без которого не мог обойтись на протяжении семи лет в трех разных клубах, и Кассано, перевоспитанного им в Риме и вытребованного в Мадрид.
Современное видение футбола новым тренером сборной России укладывается в эти две схемы. Первую он эксплуатировал в «Юве», вторую осваивал в «Реале» и обе применял в Англии. Разница, если приглядеться, лишь в размещении нападающих: в первом случае взаимодействуют два подвижных форварда, второй подразумевает «столба» и рядом с ним бродягу по всему фронту атаки. Можно предположить, что наша сборная почти не будет играть с одиноким Кержаковым на острие, как практиковал Адвокат.
В тактики Капелло легко вписываются почти все наши сборники, будь то многолетний капитан или разово вызванный юниор. Кандидатуры Денисова, Широкова, Дзагоева вообще не обсуждаются, но на схемах справа можно найти подходящие амплуа также для Аршавина и Кокорина, Измайлова и Дзюбы, Семшова и Глушакова, Билялетдинова и Оздоева, и Зырянова с Семаком, и даже Рязанцева с Файзулиным. Капелло наверняка пригодятся и Павлюченко, и Погребняк, и — почему нет? — Давыдов с Дядюном. Разве что Быстров да Самедов выглядят не совсем подходяще.