Жюст Фонтен родился в 1933 году в части Марокко, являвшейся французской колонией. Его отец был нормандцем и торговал в Марокко табаком, а мать появилась на свет во Франции, но в её жилах текла испанская кровь. Она и назвала своего среднего сына (в семье Фонтенов было семеро детей) по-испански - Хустом. Позднее это имя переделали на французский манер - Жюст.
В футбол Фонтен начал играть в любительской команде «АС Марракеш» и в 1948 году стал чемпионом Марокко среди юношей (кадетов). Однако из-за конфликта с руководством своего лицея Жюст был вынужден перейти в другое учебное заведение, располагавшееся в Касабланке, и стал выступать за тамошнюю команду.Причём этот шаг был вынужденной мерой, поскольку клуб оплачивал юноше учёбу. Не играй он в футбол, остался бы вообще без образования.
В 1953 году 20-летний Фонтен вернулся на историческую родину во Францию и подписал профессиональный контракт с «Ниццей». Там в течение трёх сезонов он забил 44 мяча, параллельно проходя 30-месячную воинскую службу в рядах французской армии. Причём числился молодой человек в части, базировавшейся в Париже, и ему постоянно приходилось метаться между двумя городами, проводя массу времени в поездах.
В 1956 году Фонтен присоединился к «Реймсу», являвшемуся одним из ведущих клубов Европы. В составе этой команды он заменил ушедшего в мадридский «Реал» Раймона Копа и отыграл за неё шесть лет, забив 121 мяч. Впрочем, один из сезонов Фонтен фактически пропустил из-за перелома ноги, который к тому же не позволил ему выступить на первом чемпионате Европы, проходившем во Франции.
В целом Жюст провёл во французском чемпионате ровно 200 матчей и забил 165 мячей, дважды становясь лучшим снайпером турнира. Он обладал прекрасным ударом с обеих ног, очень хорошо играл головой, поэтому был опасен для ворот соперника практически в любой точке штрафной площади.
Но настоящей знаменитостью Фонтена сделала сборная Франции. Ведь начиная с чемпионата мира 1958 года, где он забил рекордные для мундиалей 13 мячей, перед всеми последующими финалами мировых первенств имя Жюста обязательно называется СМИ, рассказывающими о грядущем соревновании. Отметим, что большинство тех своих голов Фонтен провёл с передач тяготевшего к организации игры Раймона Копа: на шведском чемпионате мира эти футболисты достигли удивительнейшего взаимопонимания. Сам же рекордсмен утверждает, что гордится прежде всего своим высочайшим КПД, поскольку за весь турнир он, по его подсчётам, имел 20 голевых моментов. 13 из них он реализовал, трижды попал в штангу, трижды хорошо сыграл вратарь и один раз форвард пробил выше перекладины. Семь мячей Жюст забил правой ногой, пять - левой и один - головой.
Интересно, что свой рекорд Фонтен установил, играя в чужих бутсах, поскольку собственные у него украли. Тогда ведь у команд не было спонсоров, которые тут же прислали бы ещё десяток пар, и Жюсту пришлось выкручиваться самостоятельно. К счастью, у его партнёра по команде Стефана Брюэ оказался тот же самый размер ноги. И поскольку Брюэ числился в глубоком запасе, он отдал свою амуницию одному из основных форвардов «трёхцветных».
Упомянутый выше тяжёлый перелом ноги, полученный Жюстом в марте 1960 года, фактически поставил крест на его карьере. Фонтен играл ещё пару сезонов и даже успел стать чемпионом Франции, но больше мучился, чем получал удовольствие, поскольку голеностоп травмированной ноги существенно потерял в подвижности. В итоге Жюст не доиграл и до 29 лет.
Любопытно, что после триумфального для себя чемпионата мира-1958 Фонтен начал петь, дабы помочь «раскрутиться» своему давнему другу по Марокко, с которым они выступали дуэтом и даже записали две пластинки. Это, к слову, приносило нападающему неплохой доход, вполне сопоставимый с футбольным. Однако был и существенный минус: если теперь Жюст проводил не лучший матч, то болельщики на трибунах принимались выкрикивать «Каллас! Каллас!» - так звучала фамилия известнейшей греческой оперной певицы.
Спустя пять лет после того, как он повесил бутсы на гвоздь, Фонтен возглавил сборную Франции, но поражения в товарищеских матчах от СССР (2:4) и Румынии (1:2) привели к быстрому увольнению нового наставника. В 70-е годы Жюст работал с «ПСЖ» и «Тулузой», а затем принял приглашение от сборной Марокко. Проработать там ему удалось порядка двух лет, но, как только в его деятельность начал активно вмешиваться министр спорта Марокко, французский специалист немедленно покинул свой пост.
Впрочем, не добившись весомых успехов на тренерском поприще, Жюст не огорчился. Ещё в начале 60-х он открыл сеть магазинов спорттоваров, и прибыль полностью удовлетворяла его потребности. Так что тренерская работа отчасти даже мешала бизнесу. Сейчас же рекордсмен мировых первенств продолжает жить за счёт дохода, получаемого от торговли, и с удовольствием раздаёт интервью, вспоминая годы своей молодости.