На Нью-йоркской бирже 9 августа прошло IPO, на котором разместил свои акции английский футбольный клуб «Манчестер Юнайтед». IPO - это первичное размещение ценных бумаг владельцем компании, то есть продажа им части своей собственности. Пойти на такой шаг могут заставить разные причины. На данный момент манкунианский клуб имеет долги, которые составляют $ 630 млн, и резоны выхода на IPO вроде бы ясны: погасить часть задолженности и получить деньги на трансферы, что особенно актуально в условиях конкуренции с щедрыми владельцами «Манчестер Сити» и «Челси». Однако в случае с владельцем «МЮ» американским бизнесменом Малкольмом Глэйзером не всё так просто. На нужды клуба пойдёт лишь половина заработанных на IPO денег, а другая половина поступит в пользование семьи Глэйзеров.

Малкольм Глейзер выставил на торги 16,7 млн акций, что составило 10% от всех акций клуба. Изначально заявленная стоимость одной акции варьировалась от 16 до 20 долларов; нетрудно посчитать, что Глейзер оценил клуб в $ 3,3 млрд (очень смелая оценка с учётом того, что стоимость клуба по июльской оценке Forbes составила $ 2,23 млрд). От 10% акций Глэйзер планировал выручить около $ 330 млн. Итог оказался более реалистичным: перед началом торгов цены на акции были снижены и составили $ 14 за штуку. Несмотря на то что вместо запланированных $ 330 млн удалось привлечь $ 233 млн, семья Глэйзеров считает проведённое IPO успешным.

Почему произошло так, что акции одного из самых популярных клубов мира пришлось реализовывать по цене ниже минимальной? Есть несколько причин. Когда в июле этого года впервые появилась информация о возможном выходе «МЮ» на IPO, многие эксперты сразу сочли выбранное Глэйзером время не совсем удачным; и дело не только в надвигающейся волне мирового кризиса. Отдадим должное руководителям «МЮ»: последние несколько лет клуб активно работает на перспективном азиатском рынке, имея большие доходы от продажи товаров с своей фирменной символикой; последние спонсорские контракты с AIG и General Motors оказались очень выгодными. Но даже азиатский рынок не резиновый, особенно с заинтересованностью в нём других футбольных грандов, которые приняли к сведению опыт «МЮ» в этой сфере - «Реал», «Барселона» и другие клубы активно внедряются в Азию. Нужно понимать, что маркетинговые успехи любой команды недолговечны и сильно зависят от ее спортивных достижений.

«Все каналы поступления выручки (коммерция, телетрансляции, выручка в игровой день) сильно зависят от результатов команды и её выступления на поле. Особенно это касается выручки от телевещания и денег, полученных в игровой день. Кроме того, если игра пойдёт не так, может пострадать и коммерческая ценность клуба», — говорил Сверрир Сверриссон, аналитик фондового рынка Saxo Bank, после того как пошли о разговоры об IPO. Ярким подтверждением слов Сверриссона является тот факт, что по причине вылета «МЮ» из группового этапа Лиги чемпионов-2011/12 общая выручка клуба по итогам сезона снизилась примерно на 5% ($ 26 млн), хотя клуб в итоге вышел в плюс на $ 19 млн. Но это лишь второй раз за последние шесть лет, когда клуб оказался в плюсе по итогам года.

Прежде чем идти на IPO, стоило подумать о том, что потенциальных инвесторов отпугнут налоговые льготы, которые были предоставлены клубу в этом году. В противном случае «МЮ» потерял бы $ 42 млн, а год из прибыльного превратился бы в убыточный.

Необходимо обратить внимание на тенденцию в футбольном мире: общие операционные расходы растут быстрее выручки, а «МЮ» не является исключением. Выручка должна расти быстрее, чем растут зарплаты игроков и персонала клуба (по итогам прошедшего сезона они выросли на 4-5%). В это межсезонье полузащитник «Лилля» Эден Азар, которого хотел видеть в «Манчестере» наставник сэр Алекс Фергюсон, выбрал «Челси» из-за лучших финансовых условий. «Чтобы быть на высоте, необходимо иметь возможность конкурировать во всём. Если ты не можешь пойти на увеличение зарплаты, то всегда будешь отставать на шаг», — утверждал Свериссон.

Как показал вчерашний IPO, чуда не произошло и мнения экспертов оправдались. Действия Малкольма Глэйзера в очередной раз вызывают вопросы у поклонников «Манчестер Юнайтед», некоторые из которых открыто выступают против американского бизнесмена и его политики.