Спустя девять лет после завершения карьеры профессионального футболиста и не совсем удачного опыта на тренерском поприще в 1993 году экс-игрок сборной Франции Жан-Марк Гиллу очутился в Кот-д’Ивуаре, где стал главным тренером и спортивным директором «АСЕК Мимозас». Спустя год совместно с клубом он открывает академию «Соль Бени», взрослая команда которой становится дублем АСЕК. Работая с ней, Гиллу обратил внимание на то, насколько прибыльной может быть работа с молодыми футболистами.
«Бизнес-модель, построенная на покупке и продаже игроков с профессиональными контрактами, провалилась, — говорит Гиллу. — Почти все клубы теряют деньги».
Академия — совсем другое дело. Платить за игроков никому не нужно, зарплатная ведомость стремится к нулю, зато прибыль от продажи воспитанников может быть очень большой, а механизм солидарности ФИФА и дополнительные условия в контрактах позволяют зарабатывать и после того, как футболист покидает академию. Возможно, именно это осознание и последовавший пересмотр соглашения с АСЕК привели к тому, что в 2002 году Гиллу отправляется в самостоятельное плавание, переименовывая академию «Соль Бени» в скромную JMG Academy — Академия Жан-Марка Гиллу.
Условия для работы были идеальными: политическая нестабильность повышала риски, но предполагала минимальные зарплаты и невероятный интерес со стороны местного населения к перспективе уехать из страны. К тому же подобных академий в Кот-д’Ивуаре ещё не было, а местное законодательство позволяло отбирать в неё детей в возрасте 11-12 лет.
Результаты работы превзошли все самые смелые ожидания. Первые выпускники академии — Эммануэль Эбуэ, Жервиньо, Яя и Коло Туре — достаточно быстро переехали в Европу и до сих пор играют в топ-клубах. Вложенные за 10 лет в школу 7-8 млн евро принесли инвесторам 25 млн, что даёт 17-18 млн чистыми, или более 200%. Естественно, такая доходность не могла не породить желания продолжить эксперимент. И в настоящий момент Академии Жан-Марка Гиллу работают ещё в восьми странах — Мадагаскаре, Таиланде, Мали, Алжире, Египте, Вьетнаме, Гане, Бельгии. Причём египетская, таиландская и вьетнамская школы открыты в партнёрстве с лондонским «Арсеналом».
Дальше — больше. Воспитать футболиста — это полдела, ведь его ещё нужно устроить в европейский клуб. В 2002 году Жан-Марк Гиллу возвращается в Европу и становится техническим директором «Беверена». Партнёрские соглашения со своей академией привели к тому, что бельгийский клуб становится перевалочным пунктом для выпускников школы, среди которых стоит назвать всё того же Эбуэ, Артура Бока и Н’Дри Ромарика. В 2006 году Гиллу уходит из «Беверена».
Летом этого года Гиллу становится владельцем клуба «Пари», выступающего в насьональ, третьем по силе дивизионе Франции. О принципах «футбольного дельца», как его почти сразу окрестили местные СМИ, писали очень много. «Чемпионат.com», кстати, тоже не остался в стороне. Обсуждалась и моральная сторона вопроса, и спортивная этика, и несправедливость экономической модели. Но Гиллу, видимо, этим не проймёшь — слишком уж долго он работает в футболе.
«Это всё зависть тех людей, которые не смогли повторить мой успех, — отвечает всем критикам Гиллу. — Да, я зарабатываю деньги на продаже игроков и не стыжусь этого. Я бизнесмен и занимаюсь инвестированием. Но те доходы, которые я получаю, суть результат моей тяжёлой работы, ничего более».