Голландский чемпионат обрёл нового медиапартнёра. Им стала принадлежащая миллиардеру Руперту Мердоку медиакомпания Fox International. Таким образом, холдинг News Corporation (куда входит Fox) теперь так или иначе занимается продвижением не только английского и итальянского, но и немецкого и голландского футбола.

Сделка стала рекордной для голландского футбола. За 12 лет клубы эредивизи получат € 1,02 млрд от продажи медиаправ. Контракт вступит в силу с сезона-2013/14 и будет действовать в течение 12 лет. В первый год клубы получат € 60 млн, во второй € 80 млн, а затем - по € 100 млн за каждый сезон.

Однако это лишь часть сделки. Кроме того, под контроль Fox International перешёл контрольный пакет акций компании Eredivisie Media and Marketing, являющейся коммерческим представителем голландской лиги. В рамках этого контракта холдинг Мердока обязался погасить задолженность перед клубами в размере € 60 млн.

Долг накопился в результате работы компании Eredivisie Live, также аффилированной с Эредивизе. На данный момент именно эта фирма производит собственно телепродукт с матчей чемпионата. По сути, это платный канал, который транслирует все игры эредивизи. А центральные встречи показывает федеральный NOS.

Схема эта сильно напоминает российскую, где с нынешнего сезона за создание телепродукта также будет отвечать подконтрольная РФПЛ фирма «Лига ТВ». Любопытно, что и претендент на приобретение всех коммерческих прав имелся - Infront Sports & Media, которую возглавляет племянник президента ФИФА Филипп Блаттер. Сделка подразумевала подписание шестилетнего контракта с передачей всех телевизионных, рекламных и других коммерческих прав. В первые два года лиге предложено было самостоятельно определить процент отчислений Infront Sports & Media, а всю остальную прибыль от продажи телеправ забрать себе. Фиксированных выплат швейцарской стороной в этот период запланировано не было. В два последующих сезона компания Блаттера согласна была платить по $ 70 млн в год и отдавать РФПЛ две трети доходов, превышающих эту сумму. В пятый и шестой годы контракта — $ 80 млн плюс две трети.

Суммы, как видно, сопоставимые с тем, что будет платить Fox International голландским клубам. Российская же сторона от предложения Infront отказалась, посчитав такую сделку заведомо закрепощающий и лишающий лигу возможности зарабатывать самостоятельно. Действительно, свои нюансы здесь есть, ведь под контроль холдинга Мердока в Голландии перешёл только 51% акций Eredivisie Media and Marketing. Остальные 49% по-прежнему распределены между клубами, которые, таким образом, также будут получать часть прибыли.

Сама EMM была создана не так давно - в 2008 году - как раз с целью продавать коммерческие права клубов не разрозненно, а единым пулом. Представители команд её деятельность оценивают позитивно. Но факт наличия долгов Eredivisie Live перед лигой показывает, что прибыльности в этом секторе экономики голландского футбола пока нет.

Специалисты Fox International как раз должны привнести нужный опыт по превращению продукта в коммерчески успешный. Команда Мердока свою способность делать футбольные чемпионаты «вкусными» и продаваемыми уже доказала. И футбольная география Fox всё время расширяется. Правда, высказываются и опасения, что теперь стоимость телевизионного освещения эредивизи для конечного потребителя, болельщика, вырастет, причём значительно. Пока выводы делать рано - о своих планах по развитию Eredivisie Media and Marketing и Eredivisie Live международная корпорация пока ничего не рассказывала.