— Большая разница между весенним и осенним стартом команд в чемпионате?
— Она есть: первому варианту предшествует большой перерыв, сопутствуют некачественные поля, при втором — и перерыв короткий, и поля в полном порядке, и подготовительный период попроще. Все это накладывает отпечаток на качество игры, которое могло быть еще выше, если бы игроки сборной, участвовавшие в Euro-2012, могли сразу выйти на свой обычный уровень. Но получилось, что даже чемпион «Зенит» первые два матча провел ниже своих возможностей именно этой по причине. ЦСКА с учетом других обстоятельств пришлось еще сложнее.
— Что скажете про клубы, которые в этом сезоне вышли в премьер-лигу?
— Можно отметить, что оба новичка вполне соответствуют предъявляемым требованиям, в состоянии вести полноценную борьбу со старожилами. «Мордовия» отличается стабильным составом, да еще и укрепилась опытными Алдониным, Дуймовичем, Бобром, Концедаловым. У «Алании» тоже хорошее пополнение, да и рука Валерия Георгиевича (Газзаева. — прим. П.А.) чувствуется. Откровенно слабых команд сейчас в премьер-лиге нет. Кто-то обладает большим потенциалом, но серьезного разрыва в уровне игры, как в прошлые годы, я не вижу. Возможно, опровергают эту мысль крупные победы отдельных команд. На самом же деле они — лишь результат повышенной агрессии клубов, которые делают акцент на атаку. А может быть, и недоработок в обороне, у многих крайние защитники располагаются далеко от собственных ворот.
— Ваша «Волга» стартовала победой над «Динамо», боролась в матчах со «Спартаком» и «Рубином». Почему в последнем матче с «Тереком» тонус команды заметно упал?
— Вы совершенно точно охарактеризовали главную проблему в игре «Волги», однако в немалой степени я связал бы ее с качеством судейства в Грозном: арбитр Малый слишком много позволял хозяевам. Хочу подчеркнуть, что я не собираюсь смешивать одно с другим: как бы ни работал арбитр — объективно или по двойным стандартам, футболисты должны сохранять твердость в жесткой борьбе и не уступать ни при каких обстоятельствах. А у нас такого количества проигранных единоборств, как в Грозном, не было ни в одном из предыдущих матчей.
— У вас есть конкретные претензии к арбитру?
— Есть. На видео легко увидеть, сколько раз нарушил правила нападающий «Терека» Митришев, прежде чем нам забили второй гол: Харитонова схватил за горло, Зайцева за майку. Нашего ведущего полузащитника Максимова в матче с «Динамо» удалили за куда менее опасную игру, чем та, которую систематически демонстрировали футболисты «Терека». Хозяев можно понять: после 0:5 во Владикавказе им во что бы то ни стало нужно было реабилитироваться. Но сейчас, насколько мне известно, поступила рекомендация из ФИФА и УЕФА ужесточить наказания за грубую игру. У нас эту установку опять поняли по-своему, и судейские эксперты заняли глухую оборону, даже по очевидным для всех конкретным случаям. Да еще и отгородились от всех: можно критиковать кого угодно — футболистов, тренеров, даже президента России. А судей — нельзя! При этом забыто главное требование к арбитрам — не различать цвета соперников, работать предельно объективно. Поэтому с экрана телевизора можно услышать теперь такую чушь, как «воздушная подножка», за которую был назначен пенальти в наши ворота на 93-й минуте матча со «Спартаком».
— Как оцениваете «Локомотив», с которым предстоит встретиться в ближайшем туре?
— Ничья железнодорожников в последнем матче с «Аланией» во многом дело случая — не реализовали голевые моменты, пенальти не забили. Хотя если команда в одном матче пропускает три мяча, в следующем — два, значит, у нее проблемы с обороной. В нападении «Локо» сильнее, там просматривается группа квалифицированных игроков. Нацелены на атаку крайние защитники Шишкин и Ещенко, которых можно видеть даже в штрафной площади соперников. Серьезную угрозу на флангах представляют Майкон и Самедов, а в центре — Павлюченко и Кайседо.
— Славену Биличу уже удалось что-то изменить в игре «Локомотива»?
— Наверное, только какие-то детали. Каждый тренер вносит в игру команды свои поправки. Но хорошо сказал один из наших ведущих академиков: «Нет в мире ничего более властного, чем ритм жизни». Если футболист 15 лет играет в одном темпе, за два месяца повлиять на него, привить что-то новое — сложно. Возможны какие-то командные перестроения, новые сочетания игроков, другой уровень мотивации. Но, видя на поле Самедова или Павлюченко, не могу сказать, что они заиграли по-новому. Бывает, тренер доверяет игроку, ранее пребывавшему не в фаворе, и тот полностью использует свои способности. Заметьте, свои.
— Рискнете сыграть против «Локо» в открытый футбол?
— В открытый футбол «Волге» тяжело играть с любым соперником. В то же время сугубо оборонительные варианты давно никто не применяет, только под мощным давлением противоположной стороны. Если одна команда заметно превосходит другую, то это далеко не всегда означает, что это установка тренера. Просто первые не позволяют вторым атаковать. В этой связи можно вспомнить, как в финале Лиги чемпионов «Барселона» 70 процентов времени владела мячом, а победа досталась «Челси». Важно найти правильный баланс между обороной и атакой. Те, кто борется за высокие места, пытаются делать это по одной модели, команды нашего уровня — иначе. Мы должны учесть все сильные и слабые стороны «Локомотива», сыграть сбалансированно, но при этом максимально агрессивно. В Грозном как раз агрессии нам явно не хватало.
— Вас можно поздравить с открытием ранее неизвестного форварда Алексея Сапогова.
— У «Волги» и в целом неплохая группа атаки, но ей, и Сапогову в частности, немного недостает скорости. А вообще этот нападающий, как и другой дебютант из второй лиги — защитник Николай Зайцев, — футболист одаренный, обученный, неплохо понимающий игру, хорошо владеющий мячом. В связи с запретом на приобретение «Волгой» новых игроков мы потеряли время для качественной селекции, и эти футболисты для команды — находка. Но им недостает опыта, две-три игры они могут провести на высоком уровне, а длинная серия, как правило, не получается. Очень надеялись на опытного Шамиля Асильдарова, но он пришел к нам в разобранном состоянии, да еще и травму получил.
Павел АЛЕШИН